глаза

Тревога необходима для выживания человека. Ведь если бы тревожности не существовало, человек бы не мог адекватно реагировать на опасность.

Другое дело, что у многих людей тревога становится хронической и приводит к развитию невроза.

Почему так происходит?

В быту людей, страдающих от излишней хронической тревоги, часто считают эгоистичными, полагают что им немного больше следовало бы думать о других и поменьше о себе. Тогда тревога ушла бы.

В какой-то степени такое мнение справедливо, так как тревожные люди обычно воспитаны родителями, проявляющими по отношению к ним гиперопеку.

И обучающих их при этом неправильному иррациональному установочному взгляду на мир. Иррациональных установок существует несколько. И все они ведут к возникновению тревоги, которая затем может проявлять себя немного по-разному.

Катастрофизация

При этой форме иррационального взгляда на действительность человек склонен трактовать любое не совсем приятное для него событие или явление как надвигающуюся катастрофу.

Обычно человека со склонностью к катастрофизации воспитывали тревожные мнительные родители. И ребенок под их влиянием привык думать, что все, что случается, все ужасно.

Не пришел вовремя автобус зимой, это ужасно. Мы замерзнем, заболеем и умрем. Не пришел автобус летом – еще хуже. Мы может умереть от перегрева.

Катастрофизация лежит в основе любых тревожно-мнительных состояний. Этот тип мышления характерен для паникеров, ипохондриков, людей, страдающих самыми разнообразными фобиям, больных генерализованным тревожным расстройством.

разрушенное зданиеВ этом материале вы можете подробно прочитать о том, что такое катастрофизация мышления, какие когнитивные ошибки лежат в ее основе, и как они формируют чувство постоянной тревоги.

Долженствование

Ребенку с малых лет постоянно сообщается, что он должен делать, а что не должен. А также, что должен и не должен мир делать по отношению к нему. При этом обычно не получившееся «должен» вновь трактуется как катастрофа.

На самом деле, довольно сложно понять, какая установка – катастрофизация или долженствование – является первичной. Многие исследователи полагают, что долженствование всегда лежит в основе всех прочих иррациональных установок.

Так если мы рассмотрим упомянутый выше автобус, который не пришел вовремя, то заметим, что он должен был приехать. А он этого не сделал. И вот это уже ужасно. Фактически катастрофа – это нарушение долженствования.

Негативные пророчества

Представляют собой дальнейшее развитие процесса катастрофизации, когда предсказания ужасного будущего имеют отношения не у тому, что может случится быстро – прямо сейчас, в течение дня-двух, а в отдаленной перспективе.

Автобус не приехал. Теперь мы опоздаем в школу. Директриса в школе злая, она тебе выгонит. А школа элитная. Пойдешь в обычную, не получишь хорошего образования, будешь мало получать и жить впроголодь…

Подобный пример может казаться гипертрофированном. Но он вполне реальный. Опоздание в школу действительно трактуется для ребенка, как полная катастрофа, которая может иметь для него очень далеко идущие негативные последствия.

Все или ничего, черное или белое

При этой форме иррациональной установки ребенку объясняется, что он должен быть или отличником, и уже никем. Никаких хорошистов на свете не бывает.

Очевидно, что в основе такого дихотомичного подхода лежит установка долженствования (ты должен быть отличником), и следующая за невыполнением долженствования катастрофизация (если ты получил «4», то все пропало).

Персонализация и чтение мыслей

Часто вызывает социальную тревогу – социофобию. Человеку кажется, что кто бы где бы что бы ни говорил, это все про него. Что бы где бы ни случалось, это все в его честь.

Ребенка в данном случае могут приучать к такому иррациональному мышлению двумя путями: излишней критикой и постановкой на пьедестал.

Посмотри на кого ты похож! Посмотри, какой ты грязный! Все смотрят на тебя! Тебе стыдно?!

Ребенок со временем привыкает думать, что на него все смотрят и все осуждают. При этом он «читает» мысли других людей. То есть совершенно уверен в том, что знает, о чем они думают.

Во втором случае по отношению к ребенку родители не просто являют любовь, а настоящее поклонение. И со временем такой «пуп» привыкает думать, что все в мире вращается вокруг него.

Обобщение

Это рациональная установка экстраполирует единичный негативный случай на все остальные.

Автобус не приехал вовремя. Значит, теперь он нормально ходить не будет. Никогда. Что делать? Как быть?

Далее катастрофизация…

Любопытно, что обобщение распространяется только на отрицательные случаи. Какое-либо хорошее событие никогда не обобщается.

Таковы основные иррациональные установочные формы мышления. Существует еще несколько более мелких форм, каждую из которых можно легко приписать какому-то основному виду.

Наученный в детстве родителями установочному иррациональному мышлению человек в дальнейшем страдает от постоянного чувства тревоги. И избавиться от него можно только при помощи работы со своими иррациональными привычными мыслями и их изменением.

Нажмите на звезду, чтобы оценить публикацию!

Средняя оценка 5 / 5. 1